Примерно в начале 2016 года в программном обеспечении STB-приставок от Ростелеком появился встроенный мониторинг качества сигнала. В случае возникновения проблем на сети, связанных с трансляцией мультикаста, на экране телевизора появляется сообщение о нестабильном качестве вещания канала и предложение вернуться к просмотру позднее. Сейчас этот инструмент параллельно собирает статистику ошибок и отправляет на сервер.
Для инженеров техподдержки это отличное подспорье в поиске и выявлении проблем не сети, а так же их дальнейшем устранении. А как быть пользователю интерактивного ТВ Ростелеком, когда на его телевизоре появляется окно «Мониторинг качества сигнала»? Что делать и можно ли как-то исправить ситуацию самостоятельно? Будем разбираться!
Причин появления сообщения может быть несколько и виновником может быть как оборудование провайдера, так и неправильная настройка абонентского роутера или модема.
Прежде чем предпринимать какие-либо действия, я бы настоятельно рекомендовал перезагрузить сначала роутер, а затем — ТВ-приставку, чтобы исключить вероятность того, что у одного из этих устройств случился просто сбой в работе, который легко решается перезагрузкой. Если это не помогло, тогда читаем статью дальше!
Причина 1. Проблемы или работы на сети Ростелеком
Это действительно наиболее часто встречающаяся на практике причина. Сбой в работе домового коммутатора, агрегации или даже неполадки на опорном маршрутизаторе. В таких случаях обычно проблема решается достаточно быстро, так как со стороны провайдера тоже есть определённый регламент и сроки устранения неполадок. Обычно крупные аварии устраняются в течение нескольких часов, мелкие могут занять несколько больше времени, так как прежде чем устранять неисправность, её сначала надо обнаружить, а на большой сети это бывает достаточно проблематично.
Помимо этого проблема может быть на уровне одного конкретного канала. В этом случае при переключении на любой другой канал сообщение «Мониторинг качества сигнала» не появляется. Тогда действительно, лучше переключится на другой канал, а на этот вернутся позднее.
Причина 2. Кабельные неприятности
Повреждения кабельного хозяйства тоже могут стать причиной ухудшения качества работы цифрового телевидения. Причём повреждения могут быть даже на уровне оптического канала до домового коммутатора, установленного в подъезде. На входящем порту (Uplink) накапливаются ошибки, а мультикаст — это как лакмусовая бумага для подобных неполадок. Если есть соседи, подключенные к Ростелеком ТВ, то можно поинтересоваться — нет наблюдается ли подобное и у них?
Хотя чаще всего картинка сыпется из-за плохого контакта в патч-панели распределительной коробки или повреждений сетевого кабеля — перегнутого, передавленного, перетёртого. Иногда, чтобы не тянуть новый кабель, монтёры делают скрутки на витой паре с помощью специальных клемм-муфт, а иногда и просто скрутив жилы и заизолировав куском изоленты. После этого всё даже какое-то время работает, пока кто-нибудь за патч-корд не потянет или не дёрнет посильнее.
Очень часто встречаются случаи, когда мониторинг сигнала выскакивает на плохо обжатом коннекторе. Это хорошо можно заметить, если слегка его пошевелить в разъёме и картинка начинает сыпаться. Естественно, шевелить надо осторожно, иначе можно повредить даже исправный патч-корд. Исправляется это повторным обжимом с помощью специального инструмента — кримпера, либо заменой патч-корда.
Если приставка подключена через PLC-адаптеры, то нужно посмотреть — какие индикаторы на них горят. Обычно изображение начинает рассыпаться при плохом сигнале. Чтобы в этом убедиться оптимальнее всего подключить STB напрямую в роутер, бросив «времянку». Сразу станет понятно в какую сторону идти дальше.
Причина 3. Приоритезация мультикаст-трафика
Многие пользователи, настраивая домашний WiFi-роутер под работу цифрового ТВ, забывают (а чаще — просто не знают) про то, что кроме всего прочего необходимо ещё и правильно настроить качество обслуживания сервиса QoS, а именно — указать приоритет 802.1P для мультикаста. Если этого не сделать, то при нагрузке на Интернет канал, роутер будет обрабатывать весь трафик одинаково. Это значит, что когда вы запустите закачку в том же торрент-клиенте, картинка будет рассыпаться, а на экране появится окно «Мониторинг качества сигнала» Ростелеком. Особенно это заметно у тех, кто смотрит HD-каналы, так как они имеют значительно бОльший битрейт, а значит требуют больше пропускной способности.
Приоритет для мультикаста обычно устанавливается в параметрах соединения, создаваемого для цифрового телевидения. Для IPTV значение 802.1P должно быть равным 4.
На некоторых роутерах порт для приставки настраивается без создания дополнительного подключения, просто отделением одного LAN-порт от группы других. В этом случае приоритет привязывается прямо в параметрах этого порта.
Отключение функции мониторинга сигнала
Если Вам необходимо убрать назойливое сообщение с экрана, Вы всегда можете деактивировать мониторинг качества сигнала в настройках приставки Ростелеком.
Для этого надо зайти в раздел «Мои настройки» -«Мониторинг качества ТВ». Меняем значение Вкл. на Откл. и выходим из настроек. После этого сообщение на экране больше отображаться не будет. Хотя если при этом изображение рассыпается на квадратики, то смысла от этого действия будет никакого, так как сначала надо будет устранить источник проблемы.
Уважаемый XaSaH в статье вы описали о приоритезации QoS потока IPTV но указали для вашего региона т.е. с выделением VLAN, а для других регионов , в частности УР, где iptv идет без выделения VLAN можете указать как, а лучше сделать скриншот на основе роутера Sagecom.
А каким образом у Вас мультикаст до приставки доставляется?